Свято-Никольский приход села Вознесенье Савинского района Ивановской области.

“Брат,” “Отец,” “Владыка”

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — “женщина,” “дама,” “гражданка»? Как обратиться к священнику — “сударь,” “господин,” “товарищ”? А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности. “Брат,” “сестра” — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы. “Батюшка” или “отец” — так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов “отец” добавляют имя, например, “отец Петр.” К диакону можно обращаться “отец диакон,” к настоятелю храма (монастыря) — “отец настоятель.”
В разговорах православных людей часто слышится слово “отче.” Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать “меня благословил отче Владимир,” это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям “святой отец,” как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти. Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом “матушка.”
К архиереям — епископам, архиепископам и митрополитам — нужно обращаться “Владыка,” как к облеченным церковной властью.
Иногда возникает потребность обратиться к священнослужителю письменно. Иереев следует именовать “Ваше преподобие,” протоиереев — “Ваше Высокопреподобие,” епископов — “Ваше Преосвященство,” архиепископов и митрополитов — “Ваше Высокопреосвященство.
Сектанты, не имеющие священства, упрекают православных в мнимом нарушении слов Христа: “И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у нас Отец, Который на Небесах” (Лк. 23:9). Но ясно, что “не называйте” имеет смысл “не поклоняйтесь,” иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам “дети.” Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. Об этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев:
“Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему “папа.” Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни.”

Т (15)

Перейти к верхней панели