23 марта 2025 года Неделя Крестопоклонная — 3-е воскресенье Великого поста Церковь вспоминает Крест Господень.
О распятии Господа Иисуса Христа мы читаем в Евангелии, и об этом событии говорится в Символе веры: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате». Вслед за этими словами говорится о Его страдании и погребении: «…и страдавша, и погребенна». Для чего в этот краткий чеканный текст, где нет ничего лишнего, отцы I Вселенского Собора добавили эти слова? Что они нам поясняют?
Слова о страдании и погребении Господа подчеркивают, что Иисус Христос был настоящий Человек и реально терпел боль и ужас при бичевании, поругании и казни, а потом был погребен в недрах земли, как и любой другой человек после смерти.
В IV веке, когда отцы I-го и II-го Вселенских Соборов составляли Символ веры, эти детали необходимо было зафиксировать, поскольку многочисленны были еретики, которые говорили о призрачности Тела Христова, о том, что Господь на самом деле не испытывал мучений, а только делал вид страждущего.
Подобные ложные измышления соблазняли людей, неокрепших в вере, ведь слишком трудно было принять мысль о том, что Воплотившегося Бога могли схватить, причислить к разбойникам (см. Мк. 15: 28; Ис. 53: 12), судить, издеваться над Ним.
Почему же отцам Соборов в 325-м и 381-м годах было важно подчеркнуть, что страдал настоящий Человек, а не призрак? Если все эти муки претерпел «нашего ради спасения» именно Человек, Который реально страдал, был погребен и потом — воскрес, то и мы, люди, приобщаемся к Богочеловечеству Христа, соединяемся с Ним. Это происходит в силу единства нашей природы и человеческой природы Спасителя.
Но если страдал не Человек, а некий призрак, — он был бы чужд нашей природе. Мы не могли бы соединиться в единое целое с призраком, и естество падшего Адама (Человечество) не было бы спасено.
Поэтому отцам Соборов важно было подчеркнуть мысль, что Иисус Христос, как Человек, прошёл страдания, смерть и погребение, преодолел их Своей Божественной силой и теперь «может и искушаемым помочь» (Евр. 2: 18).
Сам Господь говорил о Своей смерти и погребении, когда иудеи требовали от Него знамения — особого доказательства того, что Он — Тот самый Мессия, Которого ждал Израиль. Христос отвечал книжникам и фарисеям, что не будет им иного знамения, «кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12: 39-40).
У ветхозаветного пророка Ионы была удивительная судьба — он был проглочен большой рыбой и пребывал в ее чреве три дня. Потом происходит нечто таинственное: «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Ион. 2: 11). Пророк остался жив в невероятнейших обстоятельствах. Это было чудесное событие.
Да, Христос умрет на Кресте, в отличие от Ионы, но даже мертвого ад не сможет удержать — Он разрушит силу ада. Фарисеи требовали знамения с Неба истинности Его слов. А Его Воскресение и есть знамение того, что Христос — Истинный Бог. Это и есть доказательство Его истинности: после тридневной смерти Господь Своей силой воскреснет. И других подтверждений не требуется.
Христос обращал внимание слушающих Его на то, что Он воскреснет после реальной смерти и погребения. Если бы люди не были очевидцами Его распятия, снятия со Креста и положения в каменном гробе, а просто потом увидели бы Его воскресшим, то решили бы: «Не умирал этот человек, это была инсценировка». А смерть Христа, погребение Его тела подчеркивает их абсолютную истинность и конкретность этих событий.
Страдание, погребение и воскресение Господа — неотделимые друг от друга факты. Они составляют единый процесс нашего спасения: тот путь, который прокладывает нам Господь Иисус Христос.
Спаситель в тяжелых земных условиях, терпя поношение, пытки не отступает от воли Божией и ни в чем не согрешает. Христос проходит весь тот путь, что был предназначен Адаму, но в обратную сторону: принимает на Себя уже поврежденную, смертную человеческую природу и исцеляет ее в Самом Себе, восстанавливает порушенную связь между Богом и человеком. Даже не просто восстанавливает, а дает больше, ибо Адам еще не был обо́жен. Для него это была еще только цель, которую он не достиг. А для нас теперь возможно это единство с Христом (обо́жение).
Сын Божий готов не просто на воплощение, но и на крестные страдания, пребывание в аду, ради того, чтобы мы вновь могли обрести единство с Богом. Потому что спасение для человечества возможно только в Боге. Человек создан для жизни в Боге. И жизнь вне Бога для него противоестественна. Поэтому во Христе человечество, когда-либо жившее, живущее сейчас и будущее, возвращается на первоначальный путь, для которого оно и было сотворено, и с которого сошли Адам и Ева.
Христос победил смерть и разрушил ад Своей Божественной силой. А мы, будучи людьми, не можем справиться со своими грехами и смертью. Но в том и дело, что, если бы мы были способны самостоятельно освободиться от уз ада, то не нужно было бы воплощаться Сыну Божию — Второй Ипостаси Святой Троицы. Здесь как раз нужна была Божественная сила. Человеческие силы Христа полностью исполняли волю Божию: то, что Господь предуготовил, то Он, как Человек, и сделал.
Исполнять волю Божию, учиться жить со Христом единой жизнью призваны все люди. А для этого надо трудиться, обязательно читать Евангелие, молиться, исповедоваться и причащаться. Господь все дает нам, только мы должны принять Его, уверовать и откликнуться на Его призыв.
«Много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24). Как раз об этом в притче и говорил Сердцеведец во время Своего пребывания на земле. И всё Евангелие ведёт нас ко спасению!
Т (0)